Узнав о моих открытиях в Хибинах, ректор КГПУ направил меня к Александру Леонидовичу Заике, а этнографы СФУ сказали мне, что А.Л. Заика — единственный археолог в Красноярском крае, компетентный дать оценку такой работе. Я бесконечно благодарен Александру Леонидовичу, что он рассмотрел мою статью «Первосвятилище древнего мира», опубликованную в издании «Актуальные Ведомости» на www.vedomosti.info/ufo/hibiny.htm , а также мои фото– и видеоматериалы. Увидев на моих видеосъёмках, что белый высол в геоглифе Sa на горé Кукис находится как бы «в тени» находящихся рядом крупных камней, Александр Леонидович сразу объяснил: — „Сухое место.“. Информация о работах А.Л. Заики опубликована на
www.msun.ru/Vector/www/Zaika/Zaika_sajan.html .

Доктор МАЭН, профессор Авак Авакян.




ОТЗЫВ
На работу Авакяна Авака Аваковича
«Первосвятилище древнего мира»
(эта работа опубликована на www.vedomosti.info/ufo/hibiny.htm )

В своей работе автор освещает результаты своих исследований горного массива Хибины на Кольском полуострове.

Предметом исследования являются руноподобные геоглифы природного происхождения, зафиксированные автором на склонах гор Юкспорр, Кукис, Расвумчорр, Поачвумчорр, Айкуайвентчорр и др.

На основе проведенного геохимического анализа данного природного феномена, привлекая фольклорные, лингвистические источники, данные религиозно–мифологического характера, учитывая топо–ландшафтные характеристики местности, автор определяет данный участок горного массива как древний сакральный центр.

Надо отметить, что исследовательский интерес со стороны научных кругов к необычным объектам природного происхождения появился сравнительно недавно и изучение их находится на стадии развития (Марсадолов, 2007; Туров, 2002; Маточкин, 2009; Дроздов и др., 2011; Тугужекова, 2009 и др.). Это подчёркивает актуальность темы исследования Авака Аваковича.

Исследователями (археологами, этнографами) не раз отмечалось наличие на территории древних и традиционных святилищ примечательных природных объектов, которые являлись предметом культа, сакрально значимыми центрами культовых мест. В роли их выступают фигурно выветренные каменные останцы, скальные выходы зоо–антропоморфного вида, необычных форм горы, деревья, элементы рельефа. Часто они являлись ориентирами при выборе древними/традиционными сообществами сакральных мест. Соответственно, руноподобные конфигурации природных «геоглифов» могли привлечь внимание не только А.А. Авакяна.

Примечательно, что топографические характеристики горы Юкспорр и окружающего ландшафта находят ряд общих черт с некоторыми известными древними святилищами, например, на юге Сибири (Ларичев, 2009; Семёнов, 2010). Миф о Мировой горе универсален и был востребован на протяжении многих тысячелетий у многих народов мира (Топоров, 1994), проецируясь социумом, как правило, на местный объект в границах ойкумены, он приобретал статус сакрального центра, моделирующего мифическую прародину.

Надо отметить, что заслуживают внимания зафиксированные автором энергетические свойства местности. Не секрет, что многие культовые центры находятся, как правило, в геопатогенных зонах, где фиксируются различного рода природные аномалии. В частности, высокая концентрация электростатических разрядов молний наблюдается, например, на Усть–Тасеевском культовом комплексе (Гревцов, 1996).

Выявление своеобразного объекта, неизвестного или не привлекавшего внимание специалистов, результаты полевых работ автора, их многопланового анализа подчёркивают новизну данной работы.

При интерпретации предмета исследования автор в своей работе привлекает широкий круг свидетельств из области религиоведения и лингвистики, которые нельзя обойти вниманием. Но, любая идея, несмотря на всю свою привлекательность и оригинальность, стройность теоретических выкладок, требует фактического подтверждения, причём на высоком уровне объективности.

Нельзя забывать, что каждый почитаемый природный объект в той или иной степени должен нести следы антропогенного влияния. Соответственно, необходим комплекс мер, направленных на их выявление и всесторонний квалифицированный анализ. Прежде всего, это предполагает проведение полноценных полевых этно–археологических исследований, по результатам которых может быть вынесен вердикт:

имеет ли версия А.А. Авакяна право на существование и дальнейшее своё развитие или нет.

В любом случае, необходимо помнить известный тезис академика И.П. Павлова: «если нет идей — не будет фактов».


Зав. Музеем археологии
и этнографии КГПУ им.
В.П. Астафьева, к.и.н.
Заика А.Л.



ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература

  1. Гревцов Ю.А. История открытия // Тайны Среднего Енисея. — Железногорск: Изд–во МВЦ, 1996. — С. 62–74.
  2. Дроздов Н.И., Гревцов Ю.А., Заика А.Л. Усть–Тасеевский культовый комплекс на Нижней Ангаре (краткий очерк) // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70–летию Д.Г. Савинова. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. VII. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. — С. 77–85.
  3. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Паршиков С.А., Прокопьева С.А., Серкин Г.Ф. «Сундуки» — великий сакральный центр Северной Хакасии (мифологическое, эпосное и естественно–научное в культовых памятниках древних культур юга Сибири, совмещённых с творениями природы) // Астроархеология — естественно–научный инструмент познания протонаук и астральных религий жречества древних культур Хакасии. Сб. науч. Ст. — Красноярск: Изд–во «Город», 2009. — С. 73–91.
  4. Марсадолов Л.С. Гигантская каменная «скульптура» Западного Алтая // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. — Барнаул: Изд–во Азбука, 2007. — С. 43–46.
  5. Маточкин Е.П. Сакральные образы и объекты святилища «Зелёное озеро» // Астроархеология — естественно–научный инструмент познания протонаук и астральных религий жречества древних культур Хакасии. Сб. науч. Ст. — Красноярск: Изд–во «Город», 2009. — С. 146–153.
  6. Семёнов А.В. Горы в традиционных представлениях тувинцев // Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы. — Красноярск: РИО КГПУ, 2010. — С. 251–255.
  7. Топоров В.Н. Гора // МНМ. Т.1. — М: Изд–во «Российская энциклопедия», 1994. — 311–315.
  8. Тугужекова В.Н. Священные места Хакасии // Астроархеология — естественно–научный инструмент познания протонаук и астральных религий жречества древних культур Хакасии. Сб. науч. Ст. — Красноярск: Изд–во «Город», 2009. — С. 100–105.
  9. Туров М.Г. Эвенкийский обряд «проводов медведя» как форма организации пространства // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2002. — № 3 (11). — С. 132–140.