Эта статья опубликована в
Красноярской газете №10 (1993) от 14 февраля 2012 года.

 

 

Чулымский мессия
ИЗ МАЛОКЕТСКОЙ ЧАЩИ
 
Авак АВАКЯН
расноярск)

 

 

В Малокетской тайге на границе с Пировским районом состоялась крупная археологическая находка: в дупле сосны находился


 Авак Авакян 

идол высотой 34 см, представляющий собой верх груди, шею и голову мужчины в остроконечном головном уборе, вытесанные из цельного кедрового полена. На шее и груди идола находятся потемневшие следы жира. Под этим дуплом из ствола торчал деревянный штырь–шкант длиной 4 см, на который отверстием в рукоятке был надет кедровый цельнодеревянный нож длиной 23 см.

Находка была сделана волею случая участковым милиционером посёлка Малая Кеть Николаем Владимировичем Барановым из Бирилюсского РОВД при посещении тайги. Идол, штырь и нож были доставлены в Бирилюсский краеведческий музей и размещены в его экспозиции с надписью: «Идол чулымских тюрков конца XIX начала XX веков».

МЕСТНЫЕ учёные, правильно определив, что идол принадлежит культуре чулымцев, не смогли определить божество, изображением которого он является. Выступив в роли эксперта, я идентифицировал, что этот идол является изображением бога грозы Кугурт–хана — хакасского эквивалента славянского Перуна.

Констатирую: эта находка имеет колоссальное значение для науки! В Новгороде при археологических раскопках А.В. Арциховский обнаружил такой же (но маленький, высотой 4,5 см) деревянный идол; его датировали серединой X века н.э. Б.А. Колчин, Б.А. Рыбаков и Л.С. Клейн идентифицировали, что подобные идолы являются изображениями так называемых «домовых». Малокетская находка является неоспоримым опровержение этого заключения.

Идол сделан из дерева и был помещён в дупло дерева. Кыргызы, являющиеся одними из предков чулымцев, сопрягали дерево с культом огня; они не делали деревянных седалищ, в качестве жертвоприношения огню бросали в него жир, жиром они смазывали почитаемые деревья, а также деревянные элементы конструкции жилища. Этим и объясняется жир на найденном идоле. Когда грозовая молния воспламеняла дерево, хакасы зажигали от него очаги своих юрт, считая этот огонь священным; щепки разбитого молнией дерева они брали домой на счастье, так как, освящённые громовержцем, они служили оберегом против болезней.

Известно, что с помощью шамана все взрослые мужчины–чулымцы приносили жертву и вешали на ветки кедра шкурки пушных зверей. Найденный чулымский идол тоже сделан из кедра. Нигде и никогда гному, могущему поселиться в доме, таких почестей не оказывали! Однако известно, что культ бога Солнца, огня и грозы был культом армии: древнерусские воины поклонялись Перуну, древнеримские — Митрасу, а эзельские восклицали в бою: «Таара, помоги!».

Малокетский идол имеет остроконечную шапочку. Её прототип — фригийский колпак Аттиса. Тождественный Аттису древнеримский Митрас тоже изображался в этом колпаке.

Идола нашли в дупле сосны. Во Фригии сосна считалась священным деревом Аттиса и использовалась в церемониях его культа.

На Руси и ныне жив обычай не оставлять на ночь в доме ножи открыто лежащими, потому что считается, что это помешает домовому защищать жилище. Следовательно, снабжённый ножом и помещённый в чаще, в дупле сосны, Малокетский идол не может быть изображением домового. Нож сделан цельнодеревянным и на нём нет следов крови и следов, указывающих, что им что–то резали. Следовательно, он, подобно стрелам в колчане Артемиды, является кукольным атрибутом скульптуры божества, а не орудием церемониального действа. Древнеегипетский бог Маахес, как и тождественный ему древнеримский Митрас, изображался с ножом в руке.

Бог Солнца, огня и грозы считался богом армии, справедливости, закона, карателем, судьёй народов и мессией, который в конце времён повергает Диавола и завершает эру грешников. Он нигде никогда не считался покровителем охотников; об охотничьем улове, процветании скотоводства и урожае молили его сестру–близнеца, с которой он образовывал дуальную пару противоположностей: Солнце/Луна, свет/тьма, день/ночь, жизнь/смерть, бог скопцов/богиня эроса, огонь/вода, молния и гром/туча и туман. Пара этих божеств почиталась всеми культурами и известна, в частности, под именами: Аполлон/Артемида, Вахагн/Астхик, Тешуб/Хебат, Шива/Кали, Кугурт–хан/Ымай, Перун/Дана (в поздние времена Дану стали именовать Марой).

Исследователи хакасской мифологии часто ошибочно называют божеством огня богиню Ымай. Ымай считается богиней домашнего очага и в этом качестве её именуют От Ине. Важно, что рассказы, объявляющие домовым гнома, очень поздние, возникшие в эпоху забвения древних мифологий. В древности же домовым и божеством домашнего очага, печки, считалась ТОЛЬКО богиня смерти. Гимн Орфея XXVI (античный текст) недвусмысленно отождествляет богиню смерти Кибелу с домовым — богиней домашнего очага Гестией. Мудрая мифология коми разъясняет, что она (коми называют её Кулэм) «инеем покрывает печь», т.е., будучи богиней домашнего очага, она остаётся богиней воды, а бог огня — это её брат–близнец — бог грозы. В загадках коми печка метафорически сопоставляется с пожирающей пастью чёрной медведицы Кулэм.

У хакасов существовали статуэтки родовых предков (такой предок назывался «тёсь»; русский вариант этого термина — «тёзка»). У кыргызов существовали статуэтки вместилища душ умерших (такая статуэтка называлась «тул»). Статуэтки тёсей чаще всего имели облик деревянной рогатины, радикально непохожий на Малокетского идола. Тул же на церемонии, эквивалентной нанайско–ульчским последним поминкам («каса»), либо сжигался, либо отправлялся на кладбище (но не в тайгу с ножом).

В заключение хочу выразить бесконечную благодарность Валентине Александровне Деньгиной за то, что в ответ на мою просьбу она сделала и бесплатно предоставила мне для исследования множество фотографий идола, ножа и шканта с разных ракурсов; будучи мастером по деревообработке, резчиком по дереву и агрономом, изучила эти изделия и подробно ответила на множество моих вопросов о жире, смоле и других чертах этой находки.

Ныне, когда наука на Руси практически уничтожена, «затребовать» и принудить предоставить информацию о находке академическим путём невозможно; Валентина Александровна не обязана была реагировать на мои просьбы. Однако благодаря предоставленной ею информации мне удалось дать заключение не только о Малокетской находке, но и о других статуэтках, подобных вышеописанному Новгородскому идолу, идентифицировав, что это — изображения бога грозы.


Примечание: на приведенной фотографии через отверстие в рукоятке ножа продета нитка; этой нитью к ножу привязали прямоугольную бирку с кодом этого экспоната в Бирилюсском краеведческом музее, то есть этой нити не было на ноже тогда, когда идол находился в Малокетской тайге.